Shadow

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАЛЕРИАН НОВИЦКИЙ, ИЕРЕЙ

Священномученик Валериан Новицкий родился в 1897 году, в семье сельского священника. Он рос в обычной обстановке, присущей семье духовного звания: посещал Церковь, прислуживал в ней отцу, помогал певчим на хорах. По окончании приходской школы Валериан Новицкий поступает в Минское духовное училище. Окончив обучение, юный Валериан поступает в Минскую духовную семинарию. Однако перипетии времени не позволяют ему получить высшее духовное образование: в 1918 большевистская власть закрывает  духовную школу. В связи с этим Валериан Новицкий принимает решение поступать на юридический факультет Белорусского государственного университета.

Недолго пришлось проучиться студенту Валериану в БГУ. Вскоре умирает его отец. Смерть родителя обернулась для Валериана сильным внутренним потрясением, что побудило его пойти по стопам отца и стать священником в то время, когда это было равносильно добровольной мученической кончине.

Будущий исповедник и мученик за Веру Христову оставляет учебу в вузе с целью стать пастырем Церкви — как он сам говорил, для того, чтобы спасать веру.

Валериан Новицкий был рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем храма в честь Святой Живоначальной Троицы села Телядовичи Копыльского района, где священником служил его приснопамятный отец.

Прихожане запомнили своего батюшку как человека доброго, отзывчивого и прекрасного проповедника. За короткое время своего служения многих отпавших людей он вернул в лоно Матери-Церкви. После создания антирелигиозного колхозного кружка в соседнем селе отец Валериан обличал богохульства участников кружка и предупреждал, что не будет совершать чина погребения над умершими. Конечно, такой смелый поступок не мог остаться не замеченным «компетентными» органами власти. В 1930 году 14 января отца Валериана арестовали за пропаганду против колхозов и отправили отбывать наказание в тюрьме города Слуцка. Естественно, никакой пропаганды отец Валериан не вел, но он делал свое дело, вверенное ему Матерью-Церковью, и делал его со всем рвением и любовью, как приличествует то истинному пастырю, за что в итоге пострадал и был удостоен от Бога мученического венца.

При обыске у отца Валериана было найдено письмо, адресованное родственникам, проживавшим в западной части Беларуси, что еще более усугубило положение батюшки. В частности, в письме говорилось следующее: «С каждым днем становится всеё хуже… У меня нет мысли бросать священство, но страшит близкое будущее: голод для детей… Власти намереваются забрать церковь под ссыпку зерна, но люди отстояли! Имеете ли вы, дорогие мои, хотя бы смутное представление о том, что делается у нас?! Страшен день будущий, но с Божией помощью надеемся выйти из нищеты и голода, от сана не отказавшись… »

В тюрьме священнику Валериану предлагали предать Христа и отречься от сана. Матушка отца Валериана впоследствии вспоминала, что ей никак не давали увидеться с батюшкой, но сохранились записочки, в которых отразилась верность двух любящих сердец своему служению: «Диночка! Мне для сохранения жизни предлагали отречься …Я отказался. Как ты будешь одна с детками?» Матушка ответила: «Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь».

По свидетельствам жителей села, батюшка Валериан и Доминика очень любили друг друга и свободное время проводили всегда вместе. Доминика знала, что если Валериан откажется от Христа, поменяет рясу священника на костюм городского служащего, их могут ждать многие годы счастливой совместной жизни… Но женщина, беззаветно любящая мужа, согласилась с тем, чтобы муж погиб, но не стал иудой! Она осталась наедине с дочерями Ниной, Ириной и сынишкой Евгением.

Священник Валериан Новицкий был расстрелян в Тимковичском лесу. Ему еще раз предложили отречься от веры, после чего, получив решительный отказ предать Христа, заставили батюшку копать себе могилу и расстреляли.

Семья священника была выселена из села в 24 часа, у неe отобрали почти всё имущество.

Был причислен к лику местночтимых святых постановлением Синода Белорусского Экзархата от 28 октября 1999 года, прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

Память 28 октября (в Соборе новомучеников и исповедников Белорусских), 23 февраля.