Shadow

ЕЩЕ РАЗ О ВЕРОИСПОВЕДАНИИ СВЯТОЙ СОФИИ СЛУЦКОЙ

Святая София Слуцкая — одна из самых почитаемых святых Белорусской Православной Церкви. Два года назад Церковь отпраздновала 400-летие ее праведной кончины и учредила орден ее имени. В прошлом году был утвержден текст службы, составленной в ее честь. А сколько культурных и научных мероприятий было проведено в ее память! Образ этой самоотверженной женщины с нелегкой судьбой оказался как-то по-особому близок нашим соотечественникам. Именно поэтому в некоторых неискушенных сердцах «новости» о том, что она якобы была католичкой, отозвались особенным беспокойством и понятным смущением.

В этой ситуации, думаю, нужно сделать несколько замечаний, проясняющих, каким образом православная сторона видит проблему. Естественно, то, что будет сказано ниже, не содержит в себе претензий на «сверхнаучность», однако темы научности некоторых «сенсационных» заявлений относительно княжны Софии все же нужно коснуться.

В начале текущего века в активное пользование светских белорусских историков вводится несколько документов, в которых говорится, что вера княжны была «католицкой» и даже «римской», а также из которых следует, что разрешение на брак княжны испрашивалось у Папы Римского и пр. Однако церковная принадлежность в данном случае должна определяться не цитатами из отдельных документов, а изучением всех свидетельств о жизни праведной Софии вплоть до ее кончины.

Сама София не оставила после себя богословских сочинений, на основании которых мы могли бы получить исчерпывающий вопрос о ее вероисповедании, поэтому нам придется искать ответы в обстоятельствах ее жизни с учетом специфики той эпохи.

София Слуцкая (†1612) жила в смутное для Беларуси время, когда белорусская культура, язык и даже сама вера белорусов — Православие — вытеснялись польской культурой и католичеством. Католицизм являлся официальной господствующей конфессией Речи Посполитой. Многие белорусские исконно православные знатные роды переходили в католичество, руководствуясь сугубо прагматическими интересами: католическое вероисповедание облегчало занятие правительственных должностей, содействовало сближению с польско-литовскими элитами, давало правовые преимущества и т.д. В 1596 году с участием польских властей была заключена Брестская церковная уния, после чего Православная Церковь вообще была объявлена несуществующей на территории Речи Посполитой и терпела преследования. Это спровоцировало многочисленные протесты белорусского населения, перешедшие затем в длительную народную борьбу за сохранение своей исконной традиции и идентичности, продолжавшуюся не одно столетие.

Святая София родилась в семье православного князя Юрия III Юрьевича Олельковича и католички Барбары Кишки. История не сохранила документов, в которых бы что-то говорилось об обстоятельствах крещения княжны, однако, согласно некоторым более поздним свидетельствам, крещена она была духовником князей Слуцких православным священником Малофеем Стефановичем. Никаких документов, свидетельствующих о католическом крещении Софии, не имеется, поэтому нет никаких оснований и для переосмысления традиционной точки зрения.

Однако, рано осиротев, София действительно оказывается под плотным католическим влиянием, поскольку ее опекуны были католиками (кстати, Юрий и Иероним Ходкевичи — окатоличенные представители древнего православного рода, который в прошлом оказывал большую помощь Православной Церкви). Право родителей (или опекунов) воспитывать детей согласно своим религиозным идеалам — неотъемлемое право, норма которого актуальна, с нашей точки зрения, и по сей день. Известно, что Софию с малых лет обучали польскому языку, и к ней был даже приставлен ксендз.

Нужно отметить и то важное обстоятельство, что в 1596 году в Речи Посполитой была объявлена церковная уния. Униаты часто именовались католиками (по свидетельству униатского Полоцкого епископа Иосафата Кунцевича в письме к канцлеру Льву Сапеге). Указание на православное исповедание в важных юридических документах того времени, когда речь шла об опекунстве и наследстве, могло подать повод к дополнительным судебным разбирательствам, к лишению документов действительной юридической силы. Тексты от лица княжны составлялись ее опекунами-католиками, и они могли придавать им выгодный для себя смысл.

Да и сама княжна, которая не желала, чтобы ее отдали замуж, могла излагать о себе самые разные факты — умаляя одни, преувеличивая другие (особенно, если ее «волю» пересказывали представители). Если она не хотела замуж за кальвиниста Радзивилла, то совершенно логичным с ее стороны было указать на то, что она принадлежит к Католическому Костелу, с которым кальвинисты находились в особой вражде. Да и «юридически» на тот момент она принадлежала католической семье.

Кстати, некоторые историки обращают внимание на то, что документ от 6 февраля 1600 года, излагающий позицию княжны о браке, составлен со слов Софии, однако подпись ее, подтверждающая сказанное, в документе отсутствует, хотя княжна София на момент составления документа уже достигла совершеннолетия, т.е. была юридически правомочна.

Стоит обратить внимание и на то, что, достигнув совершеннолетия, София иногда резко меняет решения, принятые от ее имени опекунами, на противоположные. И в вопросах, связанных с религией, мы видим это прежде всего!

Например, есть документальное упоминание о пожаловании княжны католическому храму в Броновицах, сделанном ею еще в несовершеннолетнем возрасте, а потому подписанном Ходкевичами. Однако это пожалование после выхода княжны из опеки и ее вступления в брак было аннулировано как осуществленное несовершеннолетним лицом — по настоянию ее мужа и с согласия самой княгини (а если судить о том, как развивались ее отношения с Православной Церковью, то и по ее искреннему желанию).

После того как София дала согласие на брак, некоторые объективные препятствия к нему остались: разность вер и родство. Естественным в подобной ситуации было то, что Радзивилл пишет письмо Папе — у него были все формальные основания для этого.

Если предположить, что просьба Радзивилла в Рим была отправлена и разрешение на брак получено (этому нет никаких свидетельств), то как объяснить утверждение Бартошевича со ссылкой на имеющуюся у него рукопись, что князь Януш и княжна София венчались в православной замковой церкви Бреста? Думается, что не иначе, как тем, что этого захотела сама София.

Необходимо учесть интересы сторон, которые решали судьбу Софии. Речь шла об огромном состоянии — княжна была самой богатой невестой своего времени! Опекуны чуть ли не буквально торговали княжной, желая выменять ее в браке на прощение огромного долга. В русле брачной истории Софии решались вопросы мира и гражданского благополучия целого региона! В такой ситуации возможно появление самых разных документов, содержащих в себе информацию самой разной степени достоверности.

Святая София — не богослов, поэтому более всего о ее религии нам говорят ее дела. Как только княжна по совершеннолетии вступает в свои права, она сразу обнаруживает приверженность Православию в своей готовности защищать права православных, которые особенно жестоко попирались после объявления церковной унии.

Муж Софии Радзивилл всячески помогал своей супруге и поддерживал ее. В этом, конечно же, было не только банальное выполнение просьб любимой женщины — в этом раскрывался дух гражданского союзничества между православными и протестантами того времени, которые выступали единым фронтом в отстаивании своих прав перед лицом общего врага. И, хотя спустя некоторое время униатам удалось заполучить контроль над слуцкими церквями, Радзивилл на основании специального распоряжения вернул храмы православным. Сохранилось письмо униатского митрополита Ипатия Поцея к Николаю Радзивиллу Сиротке с жалобой на князя Януша, что тот под влиянием молодой жены выгнал из слуцкого Свято-Троицкого монастыря митрополичьего представителя и взял обитель под свое попечение. Как видим, униатский митрополит объясняет поступок Януша Радзивилла прямым влиянием его супруги Софии Слуцкой.

И в дальнейшем княгиня София с мужем принимала живое участие в церковных делах. Праведная княгиня убедила супруга исходатайствовать у короля грамоту о запрещении в их владениях насильно принуждать православных к унии.

Вместе с мужем София вела активную благотворительную деятельность по отношению к православным храмам. Она своими руками вышивала священнические ризы в дар церквям, и эти ризы сохранялись до начала ХХ века и последний раз описывались в 1903 году.

Мы видим, что не только София действует в интересах православных, но и католики не спешат давать оценки ее антикатолическим деяниям как противоречащим ее вере — т.е. они исходят из того, что она не католичка. Иначе трудно объяснить отсутствие каких бы то ни было канонических средств давления на княгиню со стороны Костела.

После смерти София была похоронена не где-то, а именно в православном храме Троицкого монастыря. Позднее при содействии православного митрополита Петра Могилы в память княгини Софии в Киево-Печерской лавре рядом с гробами князей Слуцких была поставлена надгробная плита с эпитафией. В эпитафии прямо говорится, что София «благоверная» — что в обстоятельствах ее погребения не может не указывать на ее православие.

Традиция почитания Софии Слуцкой имеет глубокие корни в среде православных белорусов. Ее начало связано с открытием нетленных мощей святой Софии — точное время этого события неизвестно, но оно имело место по крайне мере не позднее начала XIX века. Известен целый ряд чудес и исцелений, происходивших от мощей княгини и по молитве к ней. Уже в конце ХVIII века учитель Слуцкой духовной семинарии иеромонах Маркиан составил книгу «Чудеса Благоверной Слуцкой Княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей».

А вот несколько случаев помощи святой Софии Слуцкой из недавнего времени. Один из них поведала схимонахиня София (†2006), несшая в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе послушание у раки с мощами святой. Как-то раз она увидела в храме плачущую женщину с девочкой. Желая утешить незнакомку, схимница разговорилась с ней и узнала, что ее дочь безнадежно больна белокровием и нет никаких шансов на выздоровление. Тогда схимонахиня сняла покрывальце со святых мощей праведной Софии, покрыла им девочку и помолилась. «Поправится», — сказала она скорбящей матери и заповедала молиться святой Софии. А через некоторое время при очередном обследовании врачи засвидетельствовали полное исцеление девочки!

За помощью к праведной Софии обращаются женщины, готовящиеся стать мамами. Жительница Слуцка Людмила рассказывала, что три года не могла завести с мужем детей. Врачи выявили опухоль, при которой, как ей сказали, она не сможет забеременеть. Необходима была операция. Тогда Людмила решила просить помощи у праведной Софии Слуцкой, к которой нередко обращалась в молитвах, приезжая на учебу в Минск. При этом дала обет, что если родится дочь, то назовет ее Софией. Вскоре женщина узнала, что у нее будет ребенок, но врачи по-прежнему настаивали на операции. Однако Людмила отказалась от хирургического вмешательства, уповая на молитвенную помощь и заступничество святой Софии. В феврале 2010 года она родила девочку — Софию, а послеродовое обследование показало, что опухоль исчезла.

Немало есть свидетельств и том, что святая праведная София помогает настроить пошатнувшиеся семейные отношения.

Святая праведная Софие, моли Бога о нас!

Епископ Гродненский и Волковысский Антоний (в 2015-2021 гг. ― епископ Слуцкий и Солигорский), кандидат богословия

#sv_prav_sofia_slutskaya

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *