Shadow

ИСТОРИЯ СЛУЦКОГО МИХАЙЛОВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

Из многочисленных церквей, некогда существовавших в Слуцке, до нашего времени сохранилась только одна — Михайловская. Это деревянная церковь, построенная во второй половине XVIII века, ранее приходская, а теперь — кафедральный собор новообразованной Слуцкой епархии.

Согласно старинному преданию, церковь в честь Архангела Михаила в Слуцке существовала уже в XIII столетии[1]. Но первое документальное упоминание о ней относится к 1392 году, когда Слуцкий князь Александр Владимирович записал на церковь населенное имение. В 1572 году князь Семен Олелькович «прибавил к угодиям этой церкви остров Забервецкий»[2].

Издревле церковь находилась в слуцком предместье, называемом «Остров». В 1655 году во время военных действий и подготовки города к обороне было принято решение освободить предместье от застройки, и находившиеся там приходские церкви — Рождественскую, Космо-Дамианскую и Михайловскую — разобрали и перенесли в город[3].

В 1795 году древнюю Михайловскую церковь упразднили, видимо, по причине совершенного обветшания. Настоятелем в ней тогда служил иерей Симеон Барановский, состоявший благочинным Минской и Докшицкой округ и считавшийся одним из лучших священников епархии[4]. В 1797 году он был включен в число заседателей Минской духовной консистории[5], находившейся в то время в Слуцке, и занимал эту должность до 1799 года, когда резиденция Минского архиепископа и консистория переехали в Минск.

Итак, почтенный настоятель, при должности, остался без храма. Нужно было о нем позаботиться. А может, и он сам о себе позаботился, воспользовавшись своим служебным положением. Но, как бы то ни было, Михайловский приход решили перевести в Константино-Еленинскую церковь, стоявшую некогда на Копыльской улице, но перенесенную в предместье Остров. При этом ничьи интересы не ущемлялись, поскольку Константино-Еленинская церковь считалась приписной. Объявив ее приходским храмом, туда в 1799 году передали из старой Михайловской церкви утварь и колокола, а затем торжественно перенесли чтимый образ святого Архангела Михаила, и с того времени церковь на Острове было «велено именовать как Михайловскую, и пользоваться прежним Михайловским фундушем»[6].

Церковь была деревянная, на каменном фундаменте, покрытая гонтом. Имела два купола, в формах которых угадывалось стремление подражать киевским Софийскому и Михайловскому соборам. Уже к концу XIX столетия здание ее совершенно обветшало и выглядело неблаговидно. Иконостас в храме стоял старый, с пилястрами и колоннами. Иконы в нем располагались в четыре яруса. Большая часть из них была «старого письма». В ризнице Михайловской церкви помимо собственного имущества хранились еще и предметы из упраздненных Космо-Дамианской и Константино-Еленинской церквей, и среди них имелись замечательные по своей ценности и древности. К таковым относились два небольших литых серебряных образа: Воскресения Христова и святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. В храме имелось три старинных Евангелия XVII и XVIII столетий. Здесь же хранился Синодик 1684 года с именами Слуцких князей, начиная с Димитрия Ольгерда, всего 115 мужских и женских имен, также патриархов, епископов и др.[7]

Одно время при Михайловской церкви, видимо, после упразднения братского Преображенского монастыря, группировались цехи, и в ней сохранялись знамена некоторых из них. Так, на одной хоругви имелась надпись: «хоругва цеха столярского и стельмахского 1845 г.». На другой: «хоругва цеха горшечнаго сооружена за цехмистера Феодора Бачкаловича». Имелась хоругвь гарбарская 1833 года и кожевников 1854 года с изображением собора Архистратига Михаила. Еще в начале XX столетия в дни цеховых праздников ремесленный люд служил здесь обедни, а на третий день после Троицы совершал крестный ход в Троицкий монастырь, куда относилась общая пудовая свеча[8].

Цеховое устройство в Слуцке сохранялось до самой революции. Без цехов и их многочисленных хоругвей не обходился ни один крестный ход, ни одна похоронная процессия. Также сохранялся и обычай ставить пудовые свечи. Их зажигали во время богослужений, и за год они успевали выгореть лишь до половины. Сколько в приходе было деревень, столько в храме стояло и двухметровых пудовых свечей — такова была традиционная жертва на храм Божий «сотами». В Михайловской церкви таких свечей стояло девять, от деревень Храново, Весея, Падзери, Мелешкевичи, Поповцы, Збудище, Борки, Талицы и Лошица.

Приготовление на месте пивного меда и вываривание воска из сотов составляло неотъемлемую принадлежность храмового деревенского праздника. К этому дню обычно выделывались две свечи разного размера. Та, которая была больше, украшалась позолотой, обвешивалась лентами и холщовыми привесами и относилась на узорчатых полотенцах в приходской храм. Свеча меньшего размера оставлялась в местной часовне или церковке, где зажигалась в воскресные и праздничные дни; ее приносили в дом к телу покойника, возжигали во время отпевания и всегда несли на кладбище впереди похоронной процессии и в деревенских крестных ходах[9].

К Михайловской церкви принадлежало две приписных: деревянная Георгиевская церковь в деревне Хранове и деревянная Варваринская кладбищенская в Слуцке[10].

С 1903 по 1908 год настоятелем Михайловской церкви служил иерей Василий Мацкевич, священствовавший до того на разных приходах Минской епархии. Это был энергичный и деятельный священник. За неполные пять лет своего служения в Слуцке он «благоукрасил до неузнаваемости» приходской храм и два приписных. Михайловскую церковь перекрасил извне и изнутри; приобрел для нее два колокола в 50 и 25 пудов; заказал красивые киоты с иконами; купил в церковь дорогие трехсвечники и подсвечники; подновил всю ризницу и пополнил ее новыми священническими облачениями. При этом отец Василий потратил немало собственных средств. В приписную Варваринскую церковь он приобрел колокол в 26 пудов, установил вокруг кладбища ограду, построил новый дом для кладбищенского сторожа. Для Георгиевской церкви приобрел два колокола в 6 пудов и в 3 пуда. Капитально отремонтировал некоторые священнические постройки и вчерне возвел дом для псаломщика. На священнической усадьбе и на церковном погосте за собственные деньги высадил много фруктовых деревьев. Мечтал построить церковно-приходскую школу и обновить иконостас Михайловской церкви, но не успел… Он скончался на 64-м году жизни от инсульта[11].

После отца Василия настоятелем Островской Михайловской церкви до 1914 года служил священник Николай Шеметилло, будущий Слуцкий епископ.

В 1920-е — начале 1930-х ее настоятелем был священник Василий Павлюкевич. После его ареста в 1932 году приход возглавил протоиерей Владимир Баталин, который также был арестован в 1933 году по сфабрикованному делу «Иезуит». Вместе с ним по тому же делу были арестованы служившие в Михайловской церкви священник Виктор Пигулевский и псаломщик Никифор Очаповский[12]. После ареста духовенства церковь закрыли, и ее здание впоследствии использовалось под хозяйственные нужды и для жилья. Иконостас из церкви вынесли, но сама она, к счастью, сохранила свою архитектуру благодаря тому, что была взята под охрану государства согласно постановлению Совета народных комиссаров БССР 1926 года «Об объявлении государственной собственностью памятников старины искусства, быта и природы».

Когда в годы Второй мировой войны немецкая администрация из политических соображений разрешила открывать церкви и совершать богослужения, верующие слутчане открыли Михайловскую церковь и бывшую приписную к ней Варваринскую. При них снова организовались приходы, возобновилось общественное богослужение.

Михайловская и Варваринская церкви продолжали действовать и после войны. К сожалению, последняя в 1953 году сгорела. После этого единственным храмом в Слуцке до начала 1990-х годов оставалась Михайловская церковь. Настоятелем в ней с 1956 по 1989 год служил протоиерей Леонтий Кульчицкий.

Когда в феврале 1992 года Предстоятелю Белорусской Церкви митрополиту Филарету (Вахромееву) был усвоен титул митрополита Минского и Слуцкого, Слуцк сделался вторым кафедральным городом Минской епархии, а Михайловская церковь — кафедральным собором.

В 1989 году его настоятелем был назначен протоиерей Михаил Вейго.

После учреждения осенью 2014 года самостоятельной Слуцкой епархии Слуцк стал главным кафедральным городом, и в Михайловском соборе стали совершаться регулярные архиерейские богослужения, возглавляемые епископом Слуцким и Солигорским. В 2015 году настоятелем собора был назначен епископ Слуцкий и Солигорский Антоний.

Епископ Гродненский и Волковысский Антоний (в 2015-2021 гг. ― епископ Слуцкий и Солигорский), кандидат богословия

 

[1] Снитко А. Из Слуцкой старины // Минские епархиальные ведомости. – 1910. – № 12. – С. 174.

[2] Николай (Трусковский), архимандрит. Историко-статистическое описание Минской епархии. – СПб.: Тип. дух. журн. «Странник», 1864. – С. 189.

[3] Ціткоўскі Ігар. Царква Нараджэння Хрыстовага. – http://apostol.by.

[4] Рункевич С.Г. История Минской архиепископии (1793–1832): С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. – СПб.: Тип. А. Катанского и К., 1893. – С. 183, 243.

[5] Там же. – С. 419.

[6] Еременко Алексей. Свято-Михайловский собор в городе Слуцке // Преображение. – 1997. – № 11. – С. 2.

[7] Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям. Т. III. Слуцкий уезд. – Минск: Типо-литография Б. И. Соломонова, 1879. – 37–39.

[8] Минская старина. Труды Минского церковного историко-археологического комитета. Выпуск 2. – Минск: Электро-типография С.А. Некрасова, 1911. – С. 174–175.

[9] Вечерко Федор, свящ. Слуцкое Народное Преображенское Братство // Минские епархиальные ведомости. − 1911. − № 1. − С. 12–13.

[10] Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям. Т. III. Слуцкий уезд. – Минск: Типо-литография Б.И. Соломонова, 1879. – 39.

[11] Вечерко Федор, свящ. Священник Слуцкой Островской Свято-Михайловской церкви Василий Мацкевич // Минские епархиальные ведомости. – 1908. – № 6. – С. 143–150.

[12] Кривонос Ф., свящ. У Бога мертвых нет. Неизвестные страницы из истории Минской епархии (1917–1939 годы). – Минск: МФЦП, 2007. – С. 86, 162.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *