Shadow

ГАВРИИЛ БЕЛОСТОКСКИЙ В СЛУЦКЕ

Имя святого младенца мученика Гавриила Белостокского, нетленные мощи которого почивают в Николаевском соборе города Белостока, хорошо известно православным верующим не только Польши, но и Беларуси, Украины, России.

В литературе святой мученик Гавриил именуется Белостокским, Заблудовским и… Слуцким. Последнее наименование ему усвоено по той причине, что мощи его долгое время, а именно 175 лет, почивали в Слуцком Свято-Троицком монастыре. Под этим именем мученик Гавриил вошел в агиографическую литературу. Причем Слуцким младенца называют не только дореволюционные авторы[1], но и современные. Так, в сборнике «Жития святых земли Российской: летопись истории отечества X–XX вв.» составитель по традиции именует его — святой Гавриил, младенец Слуцкий[2]. Можно привести и другие примеры.

Святой Гавриил родился 22 марта (2 апреля) 1684 г. в селе Зверки близ городка Заблудова под Белостоком в семье православных крестьян Петра и Анастасии Говдель. Его родители твердо держались старинного благочестия, то есть Православия, в то время когда повсюду уже царила церковная уния. Они крестили сына в заблудовском мужском Успенском монастыре, одном из немногих в Речи Посполитой, сохранявшем верность Православию.

11 апреля 1690 г. шестилетнего Гавриила похитил деревенский арендатор Шутко, как полагают, член какой-то секты. Он увез мальчика в Белосток, где со своими единомышленниками предал его мучению: Гавриила распяли, затем кололи, постепенно испуская кровь, пока он не скончался на девятый день после похищения — 20 апреля. После этого бездыханное тело выбросили в поле близ деревни. Найдено оно было спустя три дня по лаю собак, которые не только не тронули останки мученика, но и отгоняли от них хищных птиц. Погребли младенца Гавриила на кладбище в родной деревне. Его мученическая кончина стала предметом судебного разбирательства, результаты которого были записаны в «книгах правных магдебургии Заблудовской»[3].

В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших детей вблизи могилы младенца-мученика, чувствуя благодатность этого места. Однажды случайно задели гроб Гавриила — и нашли его тело нетленным. Обнаруженные мощи перенесли в крипту церкви селения Зверки. Позже выяснилось, что не только земля, но и огонь не смог повредить нетленные мощи. Когда в 1746 г. храм сгорел, тело младенца Гавриила осталось невредимым. Тогда же мощи перенесли в Заблудовский Успенский монастырь.

Следует сказать, что обитель в то время переживала не самые лучшие времена: строения обветшали, материальных средств почти не имелось, а в воздухе висела угроза насилия «со стороны иноверцев». Зная это, слуцкий архимандрит Михаил (Козачинский) решил перенести мощи младенца Гавриила в свой, гораздо лучше устроенный во всех отношениях, Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Он обратился с просьбой к владельцу Слуцкого княжества, куда входил и Белостокский повет, князю Иерониму Радзивиллу разрешить перенести мощи младенца Гавриила из Заблудова в Слуцк. Получив разрешение князя и заручившись благословением Киевского митрополита, архимандрит Михаил организовал торжественный перенос нетленного тела младенца-мученика[4]. Специально по этому поводу он составил трогательную стихотворную повесть о жизни и мученической кончине младенца под названием «Надгробие». Перенесение мощей привлекло массу богомольцев, поскольку почитание Гавриила уже довольно широко распространилось среди православного населения.

9 мая 1755 г. его нетленные мощи прибыли в Слуцк, став по сути главной святыней Троицкого монастыря, а вместе с ним и самого Слуцка. И хотя в монастыре почивало нетленное тело княгини Софии Слуцкой, благоговейное отношение к ней еще только начало приобретать формы религиозного почитания.

В «Православной энциклопедии»[5] и других многочисленных публикациях, посвященных младенцу мученику Гавриилу, указывается, что в 1820 г. Русская Православная Церковь совершила его канонизацию. Однако среди канонизаций Синодального периода мы не находим имени младенца Гавриила[6]. Никаких сведений об этом не обнаруживается и в материалах фонда канцелярии Синода за 1820 г.[7] Поэтому вопрос относительно времени официальной канонизации младенца Гавриила еще требует дополнительного изучения и уточнения.

Тем не менее, народное почитание его было достаточно активным, чему немало способствовали случаи исцеления от святых мощей. Постепенно складывалась и гимнография.

В 1855 г. иеромонах Модест (Стрельбицкий), смотритель Слуцкого духовного училища, написал молитву младенцу мученику Гавриилу[8]. Еще ранее, в 1762 г., наместник Слуцкого Свято-Троицкого монастыря архимандрит Досифей (Голяховский) составил ему тропарь и кондак. Причем связано это было с чудесным явлением, произошедшим в феврале того же года, когда мученик младенец Гавриил явился в сонном видении одному благочестивому христианину, назвав себя «хозяином Слуцкой архимандрии»[9].

В Слуцке мощи младенца Гавриила хранились в деревянной раке на особом возвышении в левом (Александро-Невском) приделе Троицкого собора[10]. Здесь они всегда находились со дня Святой Пасхи до 22 октября, когда переносились на зимнее время в теплую монастырскую Благовещенскую церковь, располагавшуюся в каменном двухэтажном здании братского общежития[11]. Хотя память святого младенца Гавриила отмечалась 20 апреля, в Слуцке празднование ему обыкновенно совершалось в день Сошествия Святого Духа, когда мощи после обнесения вокруг храма ставились на середине церкви для поклонения, на которое стекалась масса окрестных крестьян — не только православных, но и католиков[12]. В народе святой Гавриил считался покровителем больных малолетних детей, особенно страдающих язвами и кровотечением[13].

Над ракой в раме за стеклом помещалось стихотворное «Надгробие», написанное архимандритом Михаилом (Козачинским).

В конце 1870-х гг. между Литовской и Минской духовными консисториями возникла переписка по поводу желания заблудовских крестьян «перенести на свой счет мощи святого Гавриила из Слуцкого монастыря в Заблудовскую церковь и соорудить помещение для сих мощей». Прошение об этом в 1879 г. в Литовскую консисторию подали поверенные от крестьян Заблудовского прихода Иосиф Марчук и Иван Алексейчук. Просьбу крестьяне мотивировали тем, что младенец Гавриил происходил из деревни Зверки Заблудовского прихода и его мощи до 1746 г. находились в заблудовской церкви[14].

В ответ на запрос литовского епархиального начальства Минская духовная консистория в феврале 1880 г. постановила оставить просьбу заблудовских крестьян без удовлетворения. При этом указывались доводы, на основании которых принималось решение. Прежде всего отмечалось, что мощи святого младенца Гавриила уже более ста лет почивают в Слуцком Троицком монастыре; что перенесены они были из заблудовского монастыря в Слуцк не произвольно, а с разрешения Киевского митрополита Тимофея (Щербацкого); что сведения о пребывании мученика Гавриила в Слуцком монастыре помещены в иерархической истории, изданной архимандритом Амвросием в 1815 г.; что в «Историко-статистическом описании Минской епархии», составленном бывшим ректором Минской семинарии архимандритом Николаем и изданном в 1864 г., сказано, что мощи святого младенца Гавриила почивают в Слуцком Троицком монастыре. «Посему, — заключало консисторское начальство, — изменять сии сведения и передавать мощи святого мученика отрока Гавриила в ведение прихожан Заблудовской церкви Минская консистория считает себя не вправе»[15].

На том дело и закончилось.

В 1891 г. над мощами младенца-мученика установили его икону, подаренную академиком живописи, руководителем Виленской рисовальной школы И.П. Трутневым. До этого же в Троицком монастыре не имелось иконы святого Гавриила[16].

В 1897 г. для мощей младенца на добровольные пожертвования была изготовлена новая металлическая (серебряная или посеребренная) художественной работы рака с закрывающейся крышкой. В нее был вставлен окрашенный в белый цвет небольшой открытый гроб на подставке. В этот деревянный гроб был помещен еще один деревянный гроб, расписанный с внешней стороны изображениями пышных цветов. В передней части гроба лежала небольшая подушечка, обтянутая голубым шелком, а внизу шелковая подстилка. На них и покоились мощи младенца, облаченные в шелковую рубашечку. Ручки были открыты, они обхватывали лежащий на груди небольшой серебряный крест[17]. Вокруг раки и в раке всегда лежало много искусственных цветов — приношений паломников.

В начале XX в. над мощами была подвешена серебряная лампада, подаренная большим почитателем мученика Гавриила — архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким). Он же составил канон и написал службу святому, которая в 1908 г. была отпечатана в типографии Успенской Почаевской лавры под названием «Служба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают».

В январе 1908 г. в Слуцк приехал викарий Гродненской епархии Белостокский епископ Владимир (Тихоницкий) «помолиться и приложиться к мощам св. младенца Гавриила, как сородича Белостокской паствы». Тогда же у него возникла мысль о перенесении частицы мощей младенца Гавриила на родину святого — Белосточчину. Вместе с частицей владыка решил перенести и старый гробик-раку, в которой до 1897 г. почивали мощи святого младенца, а также его икону «как дар Слуцкой паствы». Заранее заручившись согласием Минского архиерея, епископ Владимир 28 мая того же года прибыл в Слуцк за святыней. Для встречи и приветствия преосвященного гостя в Троицком монастыре собралось всё городское и окрестное духовенство, множество паломников. Вечером епископ Владимир отслужил в Троицком соборе всенощное бдение, после которого осмотрел мощи младенца Гавриила. Во время осмотра он обнаружил «совершенно отделившуюся частицу мощей около шеи мученика»[18] — небольшой фрагмент правой части затылочной кости[19]. Владыка воспринял это как особое благоволение угодника Божия. Отделенную частицу положили в особый серебряный сосуд и залили мастикой. На следующий день епископ Владимир отслужил Литургию. Редкое архиерейское богослужение при участии многочисленного духовенства в уездном городе произвело большое впечатление на тысячи собравшихся богомольцев, из которых отдельные прибыли из очень отдаленных местностей. В полдень, после молебна святому мученику Гавриилу, из Троицкого монастыря двинулся крестный ход с частицей мощей. Слуцк провожал его звоном колоколов городских церквей. Во всех населенных пунктах, через которые двигался крестный ход со святыней, его встречали с огромным воодушевлением. Люди старались подклонить головы под раку с частицей мощей, некоторые ложились под нее сами на землю или клали больных. Во многих местах к крестному ходу присоединялись малые крестные ходы. А на границе с Бобруйским уездом его встречал еще один многотысячный крестный ход. К вечеру добрались до местечка Уречье, откуда на следующий день после торжественных богослужений святыня поездом отправилась в Гродненскую губернию[20].

Еще более грандиозные торжества, посвященные младенцу Гавриилу, прошли в 1914 г., когда минское Свято-Николаевское народное братство устроило массовый крестный ход в Слуцк для поклонения «мощам убитого иудеями отрока Гавриила». Связано это было с решениями братского съезда, прошедшего в октябре 1913 г. Тогда на одном из заседаний Минский епископ Митрофан обратил внимание на то, что в народе почти отсутствует почитание мощей младенца Гавриила. В этом преосвященный убедился лично, когда полгода назад совершил богослужение в день памяти мученика в Слуцком Свято-Троицком монастыре. Конечно, архиерейское богослужение привлекло много богомольцев, но все же их оказалось не столько, сколько владыка надеялся увидеть в день памяти младенца Гавриила[21]. Как оказалось, почитание его практически ограничивалось пределами лишь Слуцкого уезда[22]. Поэтому на съезде епископ предложил направить усилия на популяризацию жития святого Гавриила, а также в целом святых и святынь Минской епархии[23]. Со своей стороны он распорядился совершить во всех храмах епархии на праздник Сретения Господня после Литургии торжественное молебное пение святым Кириллу и Лаврентию Туровским и мученику Гавриилу. Вместе с тем преосвященный предписал, чтобы священнослужители на отпустах и литийных молитвах «неопустительно произносили имена местных святых после поминовения святого дня, говоря: “иже во святых отец наших Кирилла и Лаврентия Туровских и святого мученика Гавриила”»[24].

Кроме того, по распоряжению епископа, изображения Туровских святителей и мученика младенца Гавриила стали помещаться в виде заставки на первой странице неофициальной части «Минских епархиальных ведомостей»[25].

Откликаясь на пожелания архиерея относительно оживления народного почитания небесных покровителей края, Свято-Николаевское братство предложило организовать массовый крестный ход к мощам святого младенца Гавриила.

Епископ Митрофан с радостью поддержал эту идею. При его непосредственном участии были выработаны маршрут и церемониал крестного хода, намечены темы и места для проповедей, назначены дни, часы и места для совершения богослужений, подыскано в Слуцке бесплатное помещение для паломников, организована продажа и раздача крестиков, икон, свечей, религиозных изданий и пр. Но дело оказалось нелегким, поскольку такой грандиозный крестный ход устраивался в епархии впервые.

17 апреля Слуцкий епископ Феофилакт (Клементьев) в сопровождении священнослужителей города Минска и паломников прибыл поездом на станцию Замирье Александровской железной дороги. Оттуда архиерей, духовенство и паломники, которых уже собралось около семи тысяч, двинулись крестным ходом через местечко Городея к Несвижу. В Несвиже крестный ход уже насчитывал восемь тысяч богомольцев[26]. Вечером отслужили всенощное бдение. Ранним утром следующего дня ход двинулся через Тимковичи в местечко Романов, откуда на следующий день отправился к Слуцку[27].

Когда шествие уже приближалось к Слуцку, из города вышел встречный крестный ход во главе с Волынским архиепископом Антонием, специально приехавшим на торжества[28], и Минским епископом Митрофаном[29]. Недалеко от города два крестных хода соединились в один, и эта многотысячная процессия с лесом хоругвей, крестами и иконами вступила в Слуцк. Такого религиозного шествия город еще не видел. После небольшого перерыва в соборе Свято-Троицкого мужского монастыря началось праздничное богослужение. Три архиерея в сослужении двух архимандритов и почти полусотни священников и диаконов совершили всенощное бдение у раки с мощами мученика Гавриила, продолжавшееся буквально всю ночь[30].

На другой день, 20 апреля, было отслужено четыре Литургии. Позднюю – самую торжественную — совершали архиепископ Антоний, епископ Митрофан и епископ Феофилакт при участии старшего духовенства[31]. Слуцкие торжества собрали тогда около 25 000 человек[32] и стали самыми массовым паломничеством к мощам младенца-мученика Гавриила[33]. Во время крестного хода с мощами святого на глазах у многочисленных паломников произошло чудо исцеления. Мальчик, который до этого не мог ходить и которого волокли две крестьянки, после окропления святой водой и возложения рук архиепископа Антония (Храповицкого), молитвами святого мученика Гавриила был исцелен. Всё это оказало особое воздействие на всех богомольцев, которые прибыли на это торжество из разных мест империи[34].

Это не единственное письменно зафиксированное чудо, совершившееся по молитвам к святому младенцу мученику Гавриилу Белостокскому. В Слуцком Троицком монастыре имелась специальная книга, в которой записывались известные духовным и гражданским властям чудесные случаи, связанные с мощами Гавриила.

Вот несколько примеров:

«1. 5 июня 1908 г. сын мещанки села Дрохичын Марии Загоровской, Борис имеющий 2 года и 3 месяца не чувствовал свои ноги. Когда же были пронесены над ним святые мощи, он без помощи матери встал и начал ходить.

2. 5 июня дочь офицера запаса Матрона Антоновна Кул, 39 лет проживающая в селе Посутыче, страдала много лет, по причине ревматизма рук, выздоровела, дотронувшись до гроба Святого мученика младенца Гавриила.

3. 20 мая 1909 г. житель села Гурная Яков Иванович Голуб рассказал следующее: 20 лет страдал он от какой-то неизлечимой болезни левой ноги, нога была покрыта ранами. Местная медицина ничем не могла ему помочь и ему посоветовали поехать в Варшаву на операцию в декабре 1908 г. Голуб обратился с горячей молитвой к Святому мученику младенцу Гавриилу и дал обет в случае выздоровления совершить паломничество к мощам младенца Гавриила. 10 декабря 1908 г. Голуб почувствовал себя лучше и вскоре раны на ноге зажили и больной выздоровел.

4. Этого же самого дня, жительница села Кобыляны Анна Казимировна Павлович пришла в церковь и засвидетельствовала, что у нее в течение трех лет нестерпимо болела правая рука, которая начала усыхать. Врачи постановили оперировать. Однако Анна обратилась в молитве к святому мученику младенцу Гавриилу и обещала прийти поклониться его святым мощам. Ее рука стала выздоравливать и, в конце концов, окончательно выздоровела»[35].

Судя по нумерации чудес и датам, книга эта была заведена, вероятно, по совету Белостокского епископа Владимира, приезжавшего в конце мая 1908 г. за частицей мощей святого младенца Гавриила.

Епископ Митрофан (Краснопольский) старался всячески поддерживать почитание младенца мученика Гавриила. В день его памяти, 20 апреля 1915 г., преосвященный совершил Литургию в крестовой церкви при Архиерейском доме. За богослужением присутствовали ученики Минского духовного училища и учащиеся церковно-приходских школ Минска. Во время проповеди преосвященный сказал, как учащиеся могут выразить свое почитание младенцу Гавриилу. Он посоветовал во время каникул совершить паломничество в Слуцк для поклонения мощам святого. И вот, следуя совету епископа, 35 учеников Минского духовного училища под руководством помощника смотрителя А. Черноуцана и при участии классных надзирателей священника Сергея Чеховича и Н. Ясинского совершили паломничество к мощам младенца Гавриила. 30 апреля паломники добрались по железной дороги до станции Уречье, откуда пешком отправились в Слуцк. Помолившись у мощей святого и ознакомившись с памятниками церковной старины Троицкого монастыря, воспитанники училища 3 мая вернулись в Минск[36].

В годы Первой мировой войны мощи святого младенца Гавриила на некоторое время покидали Слуцк. Августовское наступление немцев 1915 г. вызвало поспешную эвакуацию гражданских и церковных учреждений Минской губернии. 8 сентября мощи младенца Гавриила были временно перевезены в Бобруйск и помещены в Николаевском соборе. 20 апреля 1916 г. по случаю дня памяти святого младенца-мученика в Бобруйске прошло «редкое по своему величию церковное торжество», возглавляемое Минским епископом Митрофаном (Краснопольским)[37]. По всей вероятности, мощи в том же году вернулись в слуцкий Свято-Троицкий собор, где и находились до его закрытия.

Вместе с тем в литературе можно встретить ошибочные сведения о том, что мощи Гавриила Белостокского во время Первой мировой войны были эвакуированы в Москву. Это неверное мнение сложилось вот в связи с чем. Когда в 1914 г. начались военные действия, Белостокский епископ Владимир с группой монахов выехал в Слоним. Видимо, тогда же он забрал с собой и ковчежец с частицей мощей младенца Гавриила, поскольку во время осенней эвакуации 1915 г. именно он привез ее в Москву, где святыня была помещена в Покровском соборе на Красной площади (храм Василия Блаженного). Настоятелем там служил известный протоиерей Иоанн Восторгов, по благословению которого перед мощами стали совершаться заказные молебны.

В ночь с 21 на 22 мая 1917 г., накануне престольного монастырского праздника, в обитель заявились председатель слуцкого Совета солдатских и рабочих депутатов Лабенс, помощник коменданта города Вайтель и начальник местной милиции Цвирко. Разбудив настоятеля архимандрита Афанасия (Вечерко) в его квартире, ночные визитеры заявили, что пришли конфисковать брошюру с жизнеописанием мученика Гавриила Белостокского. Настоятель вызвал заведующего книжной лавкой иеродиакона Гавриила, который отвел пришедших в церковную лавку. В результате было изъято 156 иконок святого мученика младенца Гавриила, освященных на его мощах, и 126 экземпляров жития «для предания огню»[38].

2 июля 1917 г. в Слуцке открылся Уездный крестьянский съезд под председательством комиссара Радослава Островского. Во время работы съезда Островский предложил учредить в Слуцке белорусскую гимназию, экспроприировав для нее помещения Троицкого монастыря.

13 июля Островский прибыл в монастырь с группой неизвестных лиц и выдворил оттуда ее настоятеля архимандрита Афанасия с требованием покинуть Слуцкий уезд. На следующий день комиссар произвел в монастыре обыск и изъял оставшиеся экземпляры жития мученика младенца Гавриила.

Возмущенный и потрясенный произошедшим, отец Афанасий отправил в Синод рапорт, в котором, в частности, писал: «Слуцкий монастырь пережил татар, войну со шведами и поляками, Отечественную войну 1812 г. с французами, но никогда он не испытывал того, что сейчас испытывает»[39].

Когда вскоре был созван съезд духовенства и мирян 2-го округа Слуцкого уезда, его участники выразили письменный протест по поводу случившегося.

В протесте говорилось: «Съезд клира и мирян… представляющий собой голов 50 000 православно-верующих, осведомившись о поругании дорогой сердцу православной святыни, проявившемся в насильственном отобрании под покровом темной ночи книжек-жития мученика младенца Гавриила и икон, выражает Слуцкой обители свое искреннейшее сочувствие и возмущение. Изъять от православных нашего края историю мученика Гавриила так же невозможно, как невозможно изъять у всех христиан святое Евангелие… Такое отношение к младенцу Гавриилу еще более зажигает у христиан пламень любви к распятому за веру…

В нашем благочинии есть храмы в честь мученика младенца Гавриила, есть во всех домах его святые иконы и мы, в утешение поруганной Слуцкой обители, можем сказать вместе со св. ап. Павлом: “ничто нас не отлучит от любви к Богу” и святым угодникам Его, среди которых яркой путеводной звездой для нас является мученик младенец Гавриил, память которого мы свято чтим и клянемся чтить, обязуясь предать это чувство благоговения своим детям и внукам»[40].

Тогда у «народных» представителей еще не было возможности в полной мере осуществлять свои решения, и Троицкий монастырь остался нетронутым, но в 1925 г. власти упразднили обитель, разместив на ее территории воинские части. В распоряжении верующих остался лишь Троицкий собор, где находились мощи святого младенца Гавриила. Но в январе 1930 г. Центральная комиссия по отделению Церкви от государства постановила и его изъять из пользования верующих и передать Горсовету «для использования в культурно-просветительских целях»[41]. Вместе с тем было решено «назначить авторитетную комиссию» для вскрытия находившихся в Троицком храме мощей младенца Гавриила Белостокского и княгини Софии Слуцкой, после чего передать их в Центральный Белорусский музей в городе Минске[42].

21 февраля комиссия в составе главы — начальника административного отдела Бобруйского окружного военкомата Антонова и членов: доцента судебной медицины Белорусского государственного университета доктора Червякова, заведующего Бобруйской окружной больницей доктора Морзона, Сурова, представителя церковного совета Троицкого собора — Павлюкевича, церковного старосты собора Криводубского, инспектора народного просвещения Иваницкого, представителя Слуцкого городского совета Сечко, в присутствии представителей Церкви — настоятеля Троицкого собора обновленческого епископа Савватия (Зосимовича) и канонического Слуцкого епископа Николая (Шеметилло) — совершила осмотр и вскрытие мощей младенца Гавриила и княгини Софии[43].

Осмотр осуществлялся, как это обычно делалось, публично, в присутствии многочисленных представителей от рабочих, профессиональных организаций Слуцка, представителей колхозов и красноармейцев[44].

После осмотра мощи увезли в Минск. Так завершился «слуцкий» период истории святого младенца мученика Гавриила — Белостокского, Заблудовского, Слуцкого.

Несколько слов следует сказать о дальнейшей судьбе его мощей. В Минске их передали в Музей атеизма, где они находились до Второй мировой войны. Во время немецкой оккупации верующие перенесли мощи в минский кафедральный Преображенский собор. В 1944 г. во время отступления немцы помогли организовать перевозку святыни из Минска в Покровскую церковь города Гродно. Там они находились до 1992 г., когда Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев) благословил передать святыню Польской Православной Церкви. Нетленные мощи младенца Гавриила торжественно были перенесены в Никольский собор Белостока, где и находятся ныне.

Епископ Гродненский и Волковысский Антоний (в 2015-2021 гг. ― епископ Слуцкий и Солигорский), кандидат богословия

 

[1] Цветков Л. Отрок замученный евреями, Св. Гавриил Слуцкий // Минские епархиальные ведомости. 1911. № 11. С. 337.

[2] Жития святых земли Российской: летопись истории отечества X–XX вв. СПб.: Изд-во «Покровский дар», 2005. – 451.

[3] Харкевич Я., Черепица В. Н. Гавриил Белостокский // Православная энциклопедия. Том X. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. С. 200–202.

[4] Традиционно пишут, что перенесение мощей святого младенца Гавриила в Слуцк совершилось по благословению Киевского митрополита и «с разрешения Константинопольского патриарха». Последнее, на наш взгляд, никак не может соответствовать действительности. Слуцкая архимандрия в то время подчинялась Киевскому митрополиту. Сама же Киевская митрополия, входя в состав Русской Православной Церкви, никакого административно-юридического отношения к Константинопольскому патриархату не имела. А даже если бы и имела, то вряд ли возникла бы необходимость в патриаршей санкции на перенесение нетленных останков младенца, почитание которого в народе только начинало формироваться, да к тому же в очень далекой от Константинополя местности.

[5] Харкевич Я., Черепица В. Н. Указ. соч. С. 200.

[6] Андроник (Трубачев), игумен. Канонизация святых в Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/trubachev_kanonizatsiya_svyatyh_06-all.shtml (Дата доступа: 12.01.2015).

[7] Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 101.

[8] В «Православной энциклопедии» и других изданиях иеромонах Модест (Стрельбицкий) указывается игуменом и ректором Слуцкой семинарии. Но в 1855 г. он имел сан иеромонаха, а в сан игумена был возведен лишь в декабре 1856 г. Не состоял он и ректором семинарии, поскольку никакой семинарии в это время в Слуцке не было. Располагавшуюся там ранее Минскую духовную семинарию еще в 1840 г. перевели в Минск. В Слуцке же оставалось духовное училище, смотрителем и преподавателем которого и был иеромонах Модест.

[9] Цветков Л. Указ. соч. С. 340.

[10] Игнатьев Р. Замечательные предметы из утвари Слуцкого Св.-Троицкого монастыря // Минские епархиальные ведомости. 1878. № 18. С. 273.

[11] Святой мученик Гавриил Заблудовско-Слуцкий // Минские епархиальные ведомости. 1914. № 6 (прибавление). С. 7.

[12] Серно-Соловьевич Ф. Ф. Древне-русский город Слуцк и его святыни. Исторический очерк с шестью гравюрами. Вильна: Тип. А. Р. Сыркина, 1896. С. 25.

[13] Цветков Л. Указ. соч. С. 340.

[14] Там же. С. 341.

[15] Там же. С. 342.

[16] Серно-Соловьевич Ф. Ф. Указ. соч. С. 25.

[17] Чарвякоў В. Ф., прафесар. Слуцкія муміі. Мінск, 1932. С. 26–27.

[18] Вечерко Ф., свящ. Торжественный крестный ход из г. Слуцка в Уречье, Бобруйского уезда, с ракою и частицею мощей святого мученика младенца Гавриила // Минские епархиальные ведомости. 1908. № 16. С. 511.

[19] Чарвякоў В. Ф. прафесар. Указ. соч. С. 30.

[20] Вечерко Ф., свящ. Указ. соч. С. 5011–517.

[21] Церковные торжества в г. Слуцке 19 и 20 апреля 1914 года // Минские епархиальные ведомости. 1914. № 12. С. 259.

[22] Церковная жизнь в Минской епархии в 1914 году // Минские епархиальные ведомости. 1914. № 1. С. 25.

[23] Порядок занятий Братского Съезда 22, 23 и 24 окт. 1913 г. Первое заседание съезда братчиков // Минские епархиальные ведомости. 1913. № 24. С. 26–27.

[24] От Минской духовной консистории // Минские епархиальные ведомости. 1914. № 1. С. 1–2.

[25] Это изображение начало печататься в седьмом, апрельском, номере «Минских епархиальных ведомостей» за 1914 г. и сохранялось до конца существования издания.

[26] Слуцкие торжества // Вестник Виленского Свято-Духова братства. 1914. № 10. С. 219.

[27] Маршрут крестного хода в гор. Слуцк к 20 Апреля 1914 года // Минские епархиальные ведомости. 1914. № 6. С. 98.

[28] К Слуцким торжествам. Приезд архиеп. Антония Волынского в г. Минск // Минские епархиальные ведомости. 1914. № 9. С. 202.

[29] Слуцкие торжества // Вестник Виленского Свято-Духова братства. 1914. № 10. С. 219.

[30] Там же.

[31] К торжествам в г. Слуцке 19 и 20 апреля 1914 года (продолжение) // Минские епархиальные ведомости. 1914. № 13–14. С. 282.

[32] Церковные торжества в г. Слуцке 19 и 20 апреля 1914 года // Минские епархиальные ведомости. 1914. № 12. С. 262.

[33] Авторы статьи о святом мученике младенце Гаврииле в «Православной энциклопедии» сильно преувеличивают, заявляя, что ежегодно в день его памяти «в монастыре собиралось до 35 тыс. паломников со всей России».

[34] Слуцкие торжества // Вестник Виленского Свято-Духова братства. 1914. № 10. С. 220.

[35] Катрич А. В. Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский) [Электронный ресурс].

http://www.voskres.ru/podvizhniki/gavriil.htm (Дата доступа: 13.01.2015).

[36] Паломничество учеников Минского Духовного Училища в Слуцк // Минские епархиальные ведомости. 1915. № 10. С. 277.

[37] Церковное торжество в г. Бобруйске // Минские епархиальные ведомости. 1916. № 6. С. 188–190.

[38] Кривонос Ф., свящ. У Бога мертвых нет. Неизвестные страницы из истории Минской епархии (1917–1939 годы). Минск: МФЦП, 2007. С. 18.

[39] Там же.

[40] Цит. по: Кривонос Ф., свящ. Указ. соч. С. 18–19.

[41] Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 750. Оп. 1. Д. 567. Л. 24 об.

[42] Там же.

[43] Чарвякоў В. Ф., прафесар. Указ. соч. С. 26.

[44] Там же. С. 26–27.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *