14 сентября, в день церковного новолетия, прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Хоростово Солигорского района Слуцкой епархии собрались на Божественную литургию по случаю 27-летия со дня освящения храма. Богослужение совершил настоятель прихода иерей Сергий Панасик.
Историческая справка:
До 1780 года в Хворостове (ныне Хоростово) существовала Георгиевская церковь и в этом году была построена супрасльскими базилианами деревянная униатская церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая во время общего воссоединения униатов c Православной Церковью была преобразована в православную. В 1886 году храм капитально перестроен прихожанами, внутренняя площадь составляет 20 квадратных сажень. Утварные вещи имелись в полном количестве – был потир, на котором вычеканена была надпись: «Kielich z Paty i Lyzeczka do cerkwi Chorostowskiey powodem Klasztoru Suprasl. Roku 1699».
В 1884 году усердием настоятеля в деревне Хоростово была открыта церковно-приходская школа, в которой обучалось 12 мальчиков.
В предвоенные 1930-е годы настоятелем церкви был Косьма Раина, а после него — священник Иоанн Семенович Лойко. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 г., Покровская церковь была сожжена карателями. В огне погибли местные жители и настоятель.
В 1990 году православные верующие деревни Хоростово и близлежащих деревень по благословению Его Высокопреосвященства, Митрополита Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, провели учредительное собрание для регистрации Покровского прихода. В июле 1991 года Совет Министров СССР дал разрешение на регистрацию Покровской церкви деревни Хоростово. В ноябре 1992 года приходскому совету Минским областным исполкомом было выдано свидетельство о регистрации прихода в деревне Хоростово.
Усилиями председателя колхоза «Партизанский край» Солигорского района Белько в 1992 году было начато строительство православной церкви. Усердием и пожертвованиями прихожан и при помощи колхоза, который возглавил уже другой председатель — Синюк, за три года была построена Покровская церковь.
В 1996 году настоятелем Покровской церкви деревни Хоростово был назначен священник Владимир Ворошкевич, трудами которого храм был доведен до благолепного вида, устроен иконостас.
14 сентября 1996 года Покровская церковь была освящена Его Высокопреосвященством, Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, в сослужении священнослужителей Солигорского благочиния.
В 2002 году настоятелем церкви деревни Хоростово был назначен священник Александр Чернушенко.
В мае 2015 года указом епископа Слуцкого и Солигорского Антония настоятелем церкви был назначен иерей Максим Козлов.
12 июня 2016 года указом епископа Антония настоятелем был назначен иерей Сергий Панасик.
Усердием прихожан в знак памяти и увековечивания 75-летия трагедии, которая произошла 15 февраля 1943, были обновлены купола храма.
15 февраля 2023 года исполнилось 80 лет со дня мученической кончине иерея Иоанна Лойко, соженного вместе с 300 прихожанами в храме Покрова Пресвятой Богородицы д. Хоростово Солигорского района Слуцкой епархии.
В хоростовских окрестностях три года назад, как раз накануне пандемии, произошло чудесное событие — явление образа Матери Божией на старом дубе. Когда стали исследовать материал, из которого выполнена икона, и огромные кованые гвозди, которыми она была прибита к дереву, пришли к выводу, что молитвенно обращалось к ней не одно поколение верующих. Установили, что это Ченстоховский образ Богородицы, одинаково чтимый как православными, так и католиками. Однако здесь ее называют Хоростовской, считают покровительницей Полесья.
Будущий священнослужитель родился 1 января 1885 года в одном из старинных белорусских городов Заславле. В 1897 г. Иоанн Лойко окончил Заславскую народную школу. В 1905 году успешно сдал экзамен при Минской духовной православной консистории на звание псаломщика. После проходил церковное послушание в вилейской церкви.
В 1906 году Иоанн Лойко обвенчался с Ольгой Михайловной Соколовой в городе Минске и получил новое назначение в храм Покрова Пресвятой Богородицы деревни Хоростово, который относился в то время к Пинской епархии, в качестве псаломщика. У Иоанна Лойко было три сына и дочь: Владимир, Леонид, Георгий и Вера.
В 1924 году епископ Пинский и Полесский Александр пожаловал о. Иоанну право на ношение стихаря.
В 1938 году Иоанн Лойко был переведен в Мокровскую церковь Пинской епархии, где нес свое послушание до 1942 года, а затем был снова переведен в Хоростово.
В подпольной газете «Полесская правда» за 1943 год рассказывалось о страшной трагедии, которая случилась 15 февраля 1943 года. Заживо были сожжены 300 верующих хоростовского прихода, в числе которых был иерей Иоанн Лойко. После войны на месте того страшного пожарища установили обелиск, где поначалу было и имя священника, но потом почему-то исчезло.
Священник Иоанн Лойко принародно благословил сыновей Владимира, Георгия и Александра в партизаны, сказав: «Мое оружие на врази — крест святой, поруганный супостатами, и слово Божие, а вы будьте Богом хранимы и честно служите Батьковщине».
Накануне карательной операции «Хорнунг» («Февраль») партизанский отряд принимает решение об отходе в целях безопасности, предупредив об этом и местное население. Кто-то смог убежать в лес, но были и те, кто остался: старики, раненые, женщины с детьми. Моральный выбор священника был в том, чтобы быть с людьми. Ведь убежать со своей семьей, оставив больных и немощных, одиноких, стыдно. По воспоминаниям женщин, которых отобрали для направления на каторжные работы перед тем, как приступить к расправе, немецкий офицер предложил батюшке Иоанну покинуть храм. Но он с достоинством заявил: «Свою судьбу я не отделяю от судьбы своей паствы. Что будет с ними, пусть случится и со мной».
15 февраля, в день праздника Сретения Господня, отец Иоанн около шести утра начал богослужение. С самого утра в округе слышались выстрелы. Враг на своем пути не щадил никого, всех людей, которые попадались, сгоняли как скот в одно стадо и вели к месту расправы. К середине богослужения враг начал загонять всех людей, которых удалось поймать, в храм, и можно себе только представить, какая паника могла происходить в эти минуты. Отец Иоанн как «пастырь добрый» призывал всех к молитве и покаянию, сподобиться причаститься Святых Христовых Таин.
Исходя из показаний местных полицаев, которые были свидетелями этой расправы, слышали, как из горящей деревянной церкви доносилось всенародное пение молитв: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». После окончания войны полицаи были судимы военным трибуналом Белорусского военного округа.
Остальных мирных жителей, их было более 600 человек (жители близлежащих деревень, и те, которые сбежали в лес, но попались на глаза врагу), сожгли за деревней. Конечно, на сегодняшний день невозможно подсчитать точное количество погибших.
Имена всех сожженных 15 февраля 1943 года прихожан и священника снова на слуху не только в пределах нашего Отечества, но и за его пределами.